Жизнь не стоит на месте. Экономика нашей страны развивается, отчего интенсивность движения по автомобильным дорогам с каждым годом увеличивается и меняется состав транспортных потоков. Растущие нагрузки на дорожную сеть побудили специалистов Росавтодора выработать кардинальный план действий. Одно из ключевых направлений – ужесточение весового контроля за большегрузами. Другое – поиск новых технологических решений, инновационных материалов, которые бы продляли жизнь дорогам, увеличивали межремонтные сроки.

Повысить срок службы дорожных конструкций в значительной степени может применение геосинтетических и композиционных материалов при строительстве и реконструкции автодорог и искусственных сооружений. «Более 70% территории страны – равнины и низменности, в том числе болотистые местности, — пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов. — Применение геосинтетических материалов особенно важно, поскольку такие грунты геологически подвижны. При правильном использовании геосинтетики предотвращается просадка насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин. Сроки эксплуатации дорожного покрытия увеличиваются в 1,5 раза».

Именно поэтому применению геосинтетических материалов в дорожном хозяйстве Росавтодор придает большое значение, за 3 года оно повысилось на 30%. В прошлом году геосинтетика использовалась на 55 участках федеральных автодорог, ее было закуплено на сумму около 1 млрд. рублей. Наиболее активно геосинтетические материалы применяются в Северо-Западном федеральном округе. Увеличивается их использование в Центральной России, Сибири и на Урале. Примерами успешно функционирующих объектов, построенных с использованием новых технологий и материалов, включая геосинтетику, могут быть реконструированные участки федеральных дорог М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», региональной трассы Р-487 Южно-Сахалинск – Оха.

И все-таки объем применения инновационных материалов в дорожной отрасли пока невысок, отмечают специалисты. Один из сдерживающих факторов – недостаточность и несовершенство нормативной базы. К области геосинтетики это относится, наверное, в меньшей степени. Хотя лет 7-10 назад, кроме нескольких ОДМов (отраслевых методических документов) и устаревшего стандарта, в этой сфере больше не существовало ни одного нормативного документа. Отсутствие в стране единого правового поля по применению геосинтетики создавало ситуацию мутной воды, когда некоторые грамотеи советовали на автомобильных дорогах использовать геосинтетические материалы, предназначенные для… обивки мебели.

С тех пор многое изменилось, специалисты Росавтодора в основном завершили создание национальных стандартов на технические требования и методы испытания геосинтетических материалов. Целый ряд стандартов вступит в силу с 1 июня 2015 года. Но, по мнению заместителя председателя ТК 418 «Дорожное хозяйство» Евгения Симчука, и сейчас отсутствует единый нормативный документ, устанавливающий общий алгоритм проектирования различных работ с использованием геосинтетических материалов.

Как отмечалось на межотраслевой конференции «Геосинтетические материалы в дорожном строительстве. Актуальные вопросы 2015», применение инноваций осложняет и то, что разработкой стандартов, помимо технического комитета 418, где вопросы нормирования дорожно-строительных работ решаются профессиональным сообществом, занимается и ТК 465 Госстандарта РФ. Работа в нем проводится кулуарно, без привлечения специалистов.

По мнению генерального директора ООО «Автодор-Инжиниринг» Николая Быстрова, этот непрофильный комитет, не обладающий достаточной компетенцией, время от времени вбрасывает в среду проектировщиков, дорожных строителей непригодные документы под названием «Национальный стандарт». Заказчикам дорожных работ в регионах и подрядчикам порой очень непросто разобраться, какому стандарту следует отдать предпочтение.

Еще в 2012 году было принято решение о разграничении полномочий между двумя упомянутыми техническими комитетами и определено, что сфера дорожного строительства является прерогативой ТК 418. Тем не менее, попытки заниматься нормированием дорожного хозяйства со стороны ТК 465, отвечающего за строительную отрасль в целом, продолжаются. В ход идет даже административный ресурс Минстроя РФ.

В последние годы рынок геосинтетики активно развивается. Свою продукцию наперебой предлагают дорожникам крупные и мелкие производители инновационных материалов. В Интернете можно встретить и предложения о том, как, например, наладить собственное производство композитной арматуры в гараже. Словом, желающих продать подрядчикам сомнительные материалы, якобы обладающие уникальными свойствами, пруд пруди. Как в этом море предложений распознать качественную геосинтетику или композит? Нужно создать общеотраслевую систему контроля качества полимерных материалов, используемых в дорожном хозяйстве, отвечают специалисты.

Важное событие прошлого года — подписание соглашения о сотрудничестве в сфере регулирования применения современных полимерных материалов в дорожном строительстве между Росавтодором, ООО «СИБУР» и компанией «Газпромнефть».  Была создана рабочая группа, в которую вошли представители этих структур. Объединение усилий потребовалось, в первую очередь, для того, чтобы наладить контроль качества поставляемых на рынок инновационных материалов. Планом рабочей группы на 2015 год предусмотрено совершенствование нормативно-правового регулирования и нормативно-технического обеспечения применения полимерных материалов в дорожном хозяйстве, отметил Игорь Астахов.

С учетом проведенных исследований формируются предложения по разработке или переработке нормативных документов. Проводится координация научно-исследовательской деятельности в сфере применения полимерных материалов, совершенствуется планирование научно-исследовательских работ, их выполнение и финансирование на принципах ГЧП. Кроме того, ведется разработка программ профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации в сфере применения полимерных материалов в дорожной отрасли. И, наконец, намечено создание общеотраслевой системы контроля качества полимерных материалов. В перспективе Росавтодор планирует разработать комплекс мер по противодействию использования фальсифицированных, контрафактных и некондиционных полимерных материалов в дорожном хозяйстве.

В декабре 2014 года было подписано поручение Росавтодора об осуществлении контроля за применением геосинтетических материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог. Документ предписывает заказчикам в обязательном порядке требовать от производителей геосинтетики согласование Росавтодора на СТО и протоколы лабораторных испытаний с присвоенными коэффициентами долговечности на поставляемые материалы.

По результатам испытаний материала на морозостойкость, его устойчивость к агрессивным средам, механическим повреждениям и т. д. можно будет судить о качестве той же геосинтетики и ее долговечности. «Мы хотим быть уверенными, что качество поставляемого материала, за который платим деньги, соответствует свойствам, заявленным при его выпуске», — пояснил Игорь Астахов. Словом, Росавтодор заинтересован в использовании качественных материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог. Трехстороннее соглашение – один из форматов совместной работы в этом направлении.

Расширение областей применения геосинтетических полимеров сдерживается также недостаточной информированностью проектных и дорожных организаций об их возможностях и преимуществах. Это требует объединения информации о производстве и применении инновационных материалов, пополнения базы знаний о них.

Напомним, что в дорожном строительстве геосинтетика выполняет такие функции как армирование, дренаж, защита и укрепление дорожных конструкций. Одним из наиболее востребованных геосинтетических материалов является геотекстиль. Он используется для создания гибких и в то же время надежных фильтрующих прослоек для разделения грунтов различной фракции, поддержания стабильной работы дренажной системы, укрепления грунтов, защиты строительных конструкций.

Армирующие геоматериалы с высокой прочностью позволяют уменьшить толщину слоя основания, а в некоторых случаях и вовсе отказаться от его устройства (значит, сэкономить время и средства). Широко также применяется стеклянная и полиэфирная геосетки, которые укладывают между слоями асфальтобетона для предотвращения колееобразования. В результате повышается сопротивляемость дорожного покрытия к механическим нагрузкам. Применяя геосинтетические полимеры, подрядчики не только повышают качество дорожного строительства, но и сокращают объем использования традиционных инертных материалов, отмечалось на отраслевой конференции. За счет этого достигается экономия.

Перечень геосинтетических материалов и их полезных свойств можно продолжить. Но для дорожных строителей важно знать не только их возможности, но и где производится кондиционная инновационная продукция, прошедшая необходимые лабораторные испытания с присвоенными коэффициентами долговечности. Как отмечают эксперты, во многих цивилизованных странах существуют реестры отобранной продукции, причем не только по геосинтетике и композитам, но даже по инертным материалам. Важно и в России дать возможность подрядчикам оперативно узнавать об инновационной продукции, прошедшей соответствующий контроль. По мнению специалистов, этому поможет создание так называемой системы подтверждения соответствия.

В настоящее время на рассмотрении в Росавтодоре находится отраслевой методический документ об альбоме типовых дорожных конструкций с применением геосинтетических материалов. Цель его создания – расширение практики применения инновационных материалов, которые позволяют не только продлить срок службы дорог, но и снизить стоимость его строительства, подчеркнул Игорь Астахов. Геосинтетика, композиты непросты в применении, не совсем традиционны для дорожного сообщества, и такой альбом позволит как можно большему числу проектировщиков, заказчиков и подрядчиков дать информацию о возможностях этих материалов. Появление альбома сведет к минимуму возможность ошибок при применении геосинтетики. Они опасны не только тем, что на конкретном объекте что-то будет сделано неправильно, но и тем, что негативные результаты некорректного применения того или иного инновационного материала могут нанести ущерб всему направлению их использования.