Проектирование автомагистрали М-4 "Дон"При разработке проекта реконструкции автомагистрали М-4 «Дон» на участке км 933 – км 1024 (в Ростовской области) ГК «Автодор» провела сравнительный анализ дорожных стандартов, действующих в Российской Федерации и Германии. Исследование наглядно показало, что российские нормативы на проектирование автомобильных дорог, совсем не отвечают требованиям времени.

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

В Германии кардинально отличаются подходы к конструированию земляного полотна и его элементов – верхней части (рабочего слоя), водоотвода с проезжей части и дренажа, кюветов. Сравнение по техническим параметрам и стоимости на устройство зем. полотна смотрите в итоговой таблице. Характерный пример – обязательное применение в Германии типового решения об устройстве продольного дренажа. В России же определяется длина пути фильтрации, и в соответствии с этим назначаются мощность (толщина) и дренирующие свойства дополнительного слоя основания (коэффициент фильтрации). Другой типичный пример – устройство водоотвода в выемках. В Германии часто устраивается водоотвод в выемке с проезжей части в закрытую ливневую канализацию, являющуюся одновременно и подкюветным дренажом. В России такие технические решения тоже применяются, но, как правило, все ограничивается водоотводом через укрепленную обочину.

Немецкие требования к модулю на верху земляного полотна в целом сопоставимы с требованиями в России, в нашем случае это 45 МПа. Но в Германии выполняются работы по стабилизации верхней части вяжущими или армирования геосинтетическими материалами: геосетки, георешетки, тканые геотекстили, геокомпозитные материалы. К таким методам относится обработка вяжущими минеральными и органическими материалами (известь, цемент, битум). Хорошо разработаны методы усиления с применением отходов местных производств.

В целом анализ по конструкции земляного полотна показал, что существующие в России требования и методики не достаточны для обеспечения надежности и прочности его конструкции. В отношении водоотвода технологические и конструктивные решения, предлагаемые немецкими коллегами, представляются более надежными.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА

Сравнение вариантов дорожных одежд, разработанных по российским и немецким нормативам, проводилось, исходя из того, что климатические условия на территории Ростовской области сопоставимы с климатическими условиями в Германии. Сравнение по стоимости 1000 м2 дорожной одежды смотрите в итоговой таблице.

Как немецкими,  так и российскими проектировщиками были рассмотрены варианты жестких и нежестких дорожных одежд. Основным отличием вариантов является подход к конструированию дорожной одежды и определение ее срока службы. В Германии срок службы дорожной одежды, назначаемый для расчетов,  составляет 30 лет,  в то время как в России это – 18 лет. В России в качестве несущих слоев основания используют щебеночные и гравийные смеси, в Германии несущим слоем для асфальтобетонной дорожной одежды является черный слой. В итоге разница в толщине черных слоев составляет 12-14 см.

Необходимо отметить, что немецкие коллеги вообще не выполняют расчета конструкции дорожной одежды, а используют типовые альбомы, действующие для различных климатических зон (которых в Германии, конечно, не так много, как в России). Кроме того, в традиционном для России конструировании дорожной одежды при реконструкции принято проводить диагностику прочностных характеристик существующей дороги и определять участки замены, усиления и уширения дорожной одежды. В Германии такой подход недопустим,  и поэтому существующая дорожная одежда разбирается и не используется.

 


Инжиниринговый Центр ГЕОСИНТ специализируется на расчетах армогрунтовых конструкций и консультирует дорожные институты по технико-экономической эффективности конструктивных решений с армирующими геосинтетическими материалами.